В cеверо-западной части Китая, а именно, в Синьцзяно-Уйгурском Автономном Регионе (СУАР), в последнее время ужесточились преследования как коренных уйгуров, так и этнических казахов, проживающих на данной территории. Дома жителей СУАР обыскиваются, арестам подвергаются до 500 казахов в неделю.
Еще с 1989 года руководство Китайской Народной Республики постепенно усиливало преследования по этническому принципу. Тогда, после событий в Пекине на площади Тяньаньмэнь, прошли демонстрации уйгуров в нескольких городах СУАР. Преследования носили не только политический характер, но и религиозный. Уйгуры и казахи Синьцзяня являются мусльманами, а это не особо радует руководство КНР, поскольку Комунистическая Партия Китая (КПК) проводит политику жесткого атеистического воспитания по отношению к молодому поколению, считая, что тот, кто верит в ислам, уже не сможет верить в Коммунистическую партию. Дело дошло до того, что преследуемых жителей СУАР с апреля 2017 года начали подвергать репрессиям даже за незначительные нарушения – излишнюю религиозность, ношение платков, бороду, традиционную для уйгуров одежду и даже за арабские имена. По сводкам Министерства общественной безопасности КНР, арестам подверглось порядка 40% от общего числа жителей региона. Часть арестованных в дальнейшем направлялась в воспитательные лагеря.
К 2020 году Китай планирует наладить единую базу видеонаблюдения по всей стране. Синьцзян стоит первым в очереди. Именно здесь будет установлена большая часть из 20 млн камер, работающих в Китае.
На протяжении четырех лет в Китае оценивают граждан СУАР по балльной системе «социальных кредитов», показателями которых является наличие долгов, штрафов, курение или нарушение порядка в общественном месте и т.д. Если балл низкий – сложно устроиться на работу или снять жилье. Общество разделено на «безопасных», «нормальных» и «опасных». Подозрительных отправляют в воспитательные лагеря, считая их склонными к терроризму. Хотя о существовании перевоспитательных лагерей Китай умалчивал долгое время. Однако информация об их наличии просачивается в СМИ от сбежавших узников, подтверждается снимками со спутников, на которых четко видна огражденная территория с бараками. Весной текущего года один из этнических казахов, которого власти КНР лишили свободы по результатам допросов, сумел вырваться из центра политического перевоспитания. По его подсчетам в лагере находилось 3000 казахов, 2000 уйгуров и 200 дунган. Казаху удалось выбраться только после попытки наложить на себя руки. Таких примеров достаточно много.
Проблема казахов Китая обсуждалась на всемирном курултае в Астане с участием президента Нурсултана Назарбаева в июне 2017 года. Один из его участников, этнический казах, проживающий в Германии Омирхан Алтын заявлял о том, что китайские власти нарушают свое и международное законодательство, международные нормы по защите прав человека и права этнических казахов. Люди просили о помощи, сообщая об осуждении за разговоры о Казахстане, за поддержку связи с родственниками из Казахстана, а также за желание переехать на родину. Отлавливали молодых ребят только за то, что они просто заходили в мечеть помолиться. Китай решил увидеть в казахах террористов, как тогда может продолжаться дружба соседних народов? Реакция Нурсултана Назарбаева удивила многих, поскольку он заявил, что первый раз слышит о притеснении казахов в Китае. В том же 2017 году в Астане прошла встреча «Современный Китай: вопросы и ответы», в ходе которой обсуждался вопрос расправы над уйгурами и казахами. Посол Китая в Казахстане Чжан Ханьхуэй прокомментировал на встрече, что дела, касающиеся граждан, у которых есть китайские паспорта, – это чисто внутренние дела Китая. Более того посол отрицал проведение дискриминационной политики в стране. Даже в такой ситуации Казахстан вряд ли сможет разорвать партнерские узы и как-то будет пытаться усмирить своего соседа из Поднебесной, учитывая глубину финансовой зависимости от Китая и размеров китайских инвестиций в крупные казахские проекты. Что, собственно, и прослеживается в реакции Назарбаева на ситуацию со своим народом.
В коммюнике, опубликованном на сайте постоянного комитета собрания народных представителей СУАР говорится о «гуманном подходе к перевоспитанию предполагаемых террористов или экстремистов». Но разве останется такая информация непроверенной. Вот тут-то на фоне казахской беды появился звездный час у США, которые воспользовались моментом, чтобы подключить в работу свои правозащитные организации, которых хлебом не корми, дай только обвинить в нарушении прав человека. В августе текущего года, комиссия ООН по правам человека заявила о наличии большого количества достоверных сообщений об удерживании по меньшей мере миллиона человек из числа этнических меньшинств в закрытых лагерях в СУАР. Согласно представленной информации, граждане «перевоспитываются» путем насильного изучения идей председателя КНР Си Цзиньпина, поют революционные песни и говорят на неродном китайском языке. Правозащитная организация Human Rights Watch также опубликовала доклад о преследованиях мусульман в Синьцзяне. По данным организации, в в китайском автономном районе можно наблюдать безосновательные задержания уйгуров, помещение людей в тюрьмы и лагеря для перевоспитания. Кроме того, за миллионами граждан установлена видеослежка. Данная информация послужила отличным поводом для США по реализации мер с целью устранения одного из своих конкурентов в ЦАР – Китая. Руководство США незамедлительно объявило о намерении введения санкций против КНР из-за ситуации с притеснением казахов в СУАР. Ранее информация о возможном введении ограничительных мер появлялась в газете The New York Times. Тогда отмечалось, что из-за сообщений о заключении уйгуров в политические лагеря перевоспитания санкциям подвергнутся высокопоставленные чиновники КНР. Потом, применение данных мер планировалось в отношении китайских компаний, которые участвуют в строительстве лагерей или установке систем слежения в СУАР, включающей в себя сбор биологических материалов и образцов ДНК. В частности, компании Hikvision и Dahua Technology. Сейчас США настроены более решительно – сдерживание Китая стало одной из основ политики национальной безопасности страны. А Казахстан продолжает оставаться между двух огней, страясь не испортить отношений с Китаем, при этом удерживая на плаву союз с США.
Комментарии